Ведьма
Привидение на просекеВедьма в лесуПерсонажи цикла
Волшебные вещи
Талисман
Герцог и колдунья. Версия бардаЧародей и плясунья. Версия волшебницыТиран и хулиганка. Версия деспотаТанцы с огнем. Версия ШутаРеплики из книги Оберег
Браслет
Хорошие люди
Пять, восемь, тринадцать...
Мост Бизона
Небо в алмазах
Земля и звёзды
Лирика
Миниатюры
|
|
Киноман о «Талисмане»
Для привыкшего к массовой литературе читателя форма повествования от первого лица трудна, ошеломительна и сбивает с толку.
Но именно эта форма позволяет создать невероятный конфликт характеров - ярких, сильных, запоминающихся. И характерность эта
не проистекает из томных тёмных взглядов или узящно выгнутых бровей. В романе вообще нет никаких описаний героев.
Синие глаза Василёчка - это, пожалуй, единственная "цветовая" характеристика, да и то в некотором приближении.
Проникновение в самую суть героев, взгляд изнутри чужой головы в настоящем времени - вот главная провокация романа.
Почему провокация? Потому что всё, что можно придумать заранее о сюжете и героях, по мере поверствования выворачивается наизнанку, а потом выкидывается в какое-то иное измерение. Краткий сюжет писательница изложила в первой же части, буквально на двух листах, но в сказочной форме, что изрядно сбивает с толку. Равно как и все отсылки к волшебству, включая имена главных героев. Магия «Талисмана» - очень особенная субстанция: фактически автор не увлекается ни мистикой, ни эpотерическими намёками, наоборот, местами роман носит откровенно антиклерикальный, почти атеистический характер. Но всё же в тексте неведомым образом разлито волшебство. И метаморфозы собственного восприятия героев и сюжета завораживают.
Разделив переживания Волшебницы, читатель вдруг понимает нелепость её обид с точки зрения Чародея, а потом смеётся над
комедией положений вместе с Шутом. Кого-то повторение одной и той же канвы событий утомляет, в этом суть нашего быстрого века - пробежать сюжет от начала до конца по прямой, но для умного читателя в книге найдётся немало тем для размышлений о том, как же видят нас другие люди, почему мы не можем понять самых близких людей.
Татьяна Латукова пошла даже дальше отказа от описаний внешности. Она не дала своим героям имён. Имена эти всё же есть, но
какая разница, какое конкретно имя носит прима театра имени тирана? Маня или Аня, или вообще Аграфена? Волшебница, а ещё хулиганка, пружинка, стрекозка - и этим сказано больше, чем всеми многословными описаниями иных героинь в любовных романах. И Чародей, Герцог, Шут - типажи, герои, в прозвищах которых много смысловой нагрузки.
Можно ли назвать книгу Латуковой любовным романом? Да, ведь это история сложных любовных взаимоотношений. Как быть с войной и политикой, которых в книге слишком много для любовного романа? Читать и смеяться вместе с автором. Политика и война изложены Латуковой в стиле постмодернистского сарказма, но всё же не слишком жёстко. Это тоже провокация, и судя по некоторым отзывам, неожиданно хорошо удавшаяся. Кое-кто из читателей воспринимает всё всерьёз и резко критикует писательницу за героя-диктатора и смешки над опричниной. Забавно, что в фэнтези никого не смущают цари верхом на змеях, а при всей условности места и времени действия «Талисмана» в нём чувствуется достаточно реализма, чтобы выбивать из колеи иных читателей, нацеленных на сладкоголосое
воркование идеальной парочки.
Роман Латуковой - женская литература? С учётом, что книга написана женщиной - да. Но у книги нет выраженной нацеленности на конкретную гендерную принадлежность читателя. Мужчинам тоже есть, над чем призадуматься и чему улыбнуться при прочтении книги.
Помимо всего прочего хочется отметить, что «Талисман» невероятно кинематографичен. Несмотря на оригинальность изложения, это почти готовый сценарий, дающий, тем не менее, свободу в трактовках мизансцен и общих планов. Экранизировать «Талисман» было бы удовольствием, ведь можно придумывать любые декорации и костюмы, любую среду и любые трюки. Текст даёт режиссёру
широкие возможности для интерпретаций и творчества. Я бы что-нибудь этакое снял бы.
Константин Сулейманов. 2016.
«Талисман» о кино и актёрском мастерстве (несколько цитат из романа)
Волшебница:
Я танцую классическую партию. Это странно, особенно с учётом того, что это самая классическая партия из всей классики, которая только существует. Мне приходится восстанавливать немного подзабытую технику, но влипаю я в этот проект не из-за техники. Я учусь актёрскому мастерству. Очень мощно и интенсивно. Балет снимается для сложного фильма, в котором масса спецэффектов, где все декорации нарисованы в виртуальном мире. А вот моя физиономия должна будет выглядеть естественно безумной без яркого макияжа и привычной ориентации, что зритель – где-то там, за рампой.
Кино получается средним (я ведь честная с собой девочка). Перенасыщенность красотой и явная увлеченность операторов и монтажёров рядами женских ножек заслоняют изначальную историю. Хотя после просмотра фильма я впервые понимаю, что сюжет балета яйца выеденного не стоит. Чушь полнейшая...
Чародей:
Я тиран или не тиран? Я хочу посмотреть кино! Ну мало ли, что я никогда не смотрю кино? А теперь вот захотелось. Да я вас всех расстреляю! Что-что? Шут унёс на проверку? О, нет. Всё самое интересное этот умник выпилит. Кто-нибудь может рассказать мне, в чём там дело? Баба спятила. И всё? Ну, тут таланта большого не надо. А телеса голые есть? Или что ещё поинтереснее? Что, совсем нет? Там танцуют всё время? Это балет. И как я сразу не догадался.
Грустно как-то. Бедная ты моя актриска. Это ж надо так убиваться из-за какого-то урода. Сюжет-то чушь полнейшая, а ты такую драму развела. Ну любовь, ну страдания, в психишку-то зачем сразу ехать? Может, это не такое уж кино? Больно реалистично получилось. Может, ты там с заграницей этой и правда крышей малёк подвинулась? Там на съёмках этих вечно какие-то страсти неуёмные. Кто-то кого-то тиранит обязательно. Может, ты влюбилась всерьёз? А он тебя, бедняжку, не понял и не оценил? Приезжай, мы тебе крышу назад прикрутим. И фраера оттираним. Я его сам оттираню. По морде раз двадцать. А потом перейду к другим частям тела...
Шут:
Чародейчик заказал просмотр фильма. Где-то в сети увидел рекламу нового арт-хаусного шедевра. И плевать нам на все важные дела. Их деспотические сиятельства жаждут приобщиться к новым мировым достижениям в области кинематографа. Ногой даже топали, бровки хмурили, не терпелось им. Я, пожалуй, сначала сам посмотрю. А то кто его знает, что там за арт-хаус.
Хорошая киношка. Красивая. Ни о чём. Одно слово – балет. Смотри, Чародеюшка, приобщайся к культуре.
Ой, дурак я. Потрясение оказалось не там, где я боялся. Объятия с принцами в колготках – это уже пройденный этап схода с катушек. Потрясение вышло в том, как наша звезда придурковатость изображает. А если вещи своими именами называть, то конкретную такую психованность. Тиранчик меня попросил навести справки, не нужна ли ей медицинская помощь. Мы недалеко от столицы психушку новую построили. Имени последнего императора. Очень комфортабельную и современную. Ей там будет тепло и удобно. И он её там даже навещать будет...
Следующая страница: Не тот коктейль, что вы заказывали
Изумруды подорожали, кефир полезен. Ой, только не это. Чур-чур-чур, от меня отвяжись, к дурному существу привяжись. «Небо в алмазах»
|