Татьяна Латукова Кризис? Тревожность?
Читайте весёлые книги!

Ведьма Волшебные вещи Хорошие люди Мост Бизона

Об авторе Произведения Блог Лирика Где купить


Ведьма Привидение на просекеВедьма в лесуПерсонажи цикла
Волшебные вещи Талисман Оберег Браслет
Хорошие люди Пять, восемь, тринадцать...
Мост Бизона Небо в алмазах Земля и звёзды

Лирика
Миниатюры

«Красная Площадь - 2018».
Заметки с книжного фестиваля

Июнь, воскресенье, тепло, Красная площадь после лёгкого летнего дождика. До закрытия фестиваля остаётся пара-другая часов, основные мероприятия проведены, и на стендах царят как умиротворённость, так и скука, а то и заметное ожидание «скорее бы уже домой». По площади гуляют как книгоманы, так и праздношатающиеся граждане, не говоря уже об иностранных туристах. И я - уже не автор, улыбающийся гостям, а читательница и обычная посетительница фестиваля.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018». Стенд фестиваля
Стенд фестиваля - специально для фотографий на фоне Спасской башни

Место

Для фестиваля на площади возвели своего рода шатры - прямоугольные, открытые с боков навесы на помостах, которые дополнялись палатками-куполами, в которых размещались зоны для общения писателей и читателей, пресс-центры и тому подобные фестивальные необходимости. С одной стороны, формат шатров удобен - под ними сухо, они прямо формируют торгово-выставочные площади, цветовая дифференциация помогает ориентироваться в тематике представленных книг. Но с другой стороны, сложно признать навесы организаторской находкой. Это типичное решение «красиво снаружи, тесно и неудобно внутри". И функциональность фестиваля как площадки для показа и рекламы книг вызывает сомнения. Посмотреть книги в режиме спокойного и свободного доступа не так-то просто.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018»

Единица стендовой площади - стандартный стеллаж Билли из ИКЕИ (или его клон от другого поставщика) и столик перед ним. Постоять около такой точки, полистать книги, пообщаться с продавцом может один человек, максимум два - худощавых и сильно мотивированных на такое общение. Некоторые издательства занимали два и даже три стеллажа, что не сильно упрощало ситуацию. Всё время своего вояжа по фестивалю (чуть больше двух часов) я была вынуждена или приподниматься на цыпочки, заглядывая за плечи других читателей, или дожидаться, пока прочие мотивированные отойдут. Относительно малолюдно было только в секторе регионов, но и там не сказать, чтобы было комфортно проникаться идеями провинциального книгоиздательства. Толпящиеся у стендов читатели - вроде бы показатель успеха мероприятия, но в таком варианте организации не толпиться посетители просто не могли.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018»

В любом общественном мероприятии «на ногах» важен вопрос лавочек и доступности мест для отдыха. И в этом вопросе нельзя сказать, чтобы некуда было присесть, но в то же время и явной свободы посадочных мест не ощущалось. Обычные лавочки у столиков, расставленные прямо на брусчатке дополнялись стульями Терье из всё той же Икеи, плотно натисканными под круглыми шатрами зон общения. Но в то же время чувствоваласт нехватка более комфортных мест. Угловатые пластиковые кресла за время дождя успели набрать воды, а к паре подвесных кресел на стойках выстроилась очередь детишек.

Участники

Два навеса фестиваля было отведено под нон-фикшен, два под художественную литературу, два - на детские книги и учебники. И один - на региональные издательства. По некоторым слухам конкуренция за право попасть на фестиваль была изрядной, однако очевидно, что основное пространство фестиваля заняли два столичных суперкита книжных дел. По половине навесов нон-фикшена и художественной литературы занимали «Библио-глобус» и «Читай-город» в кооперации с «Эксмо» соответственно. На своих территориях суперкиты построили своего рода магазинчики, поставив стеллажи наискосок так, чтобы между ними мог протиснуться один человек средней комплекции. Зачем сие было проделано, неясно. У обоих книжных гигантов и без того имеются изрядные пространства, не говоря уже об интернет-магазинах с десятками и сотнями тысяч наименований. И, честно говоря, я была обескуражена, обнаружив такое доминирование. Хотелось-то фестиваля, то есть представления новых авторов и книг, а не посещения крайне неудобного торгового пространства с весьма заурядной подборкой бестселлеров.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018». Уголок обманчивых флюидов
Уголок обманчивых флюидов

Некоторая интрига подстерегла меня в шатре с рядом загадочных названий и имён:
Эллис Лак, Фортуна Эл, Флюид Фрифлай, Фаина Пиголицына.
Разумеется, сами названия не новы, но мне показалось комичным, что организаторы собрали их в один ряд. Смеяться над чужими именами - бестактное занятие, но всё же эти множественные ллл и ффф получились потешными. Я не слежу за издательским делом и не ориентируюсь в том, кто из издателей чем занимается. Обнаружив уголок флюидов, я подумала, что если уж издатели пытались дать себе имена с претензией на креативность, то именно здесь, возможно, я найду оригинальные книги нешаблонных авторов. И меня интересовало, почему многие провинциальные издательства получили отказ, а вот эти книгодеятели удостоились своих стеллажей?

К моему разочарованию интрига завяла при ближайшем знакомстве с книгами. Шедевров «Эллис Лак» уже попросту не осталось, полки оказались пусты.
«Фортуна Эл» пыталась завлечь покупателей крупноформатными толстыми подарочными изданиями. С виду скучными, хотя и наверняка полиграфически совершенными.
«Флюид Фрифлай» на самом видном месте поставило Ильфа и Петрова, что отменило все свободные полёты - издательство прямо продемонстрировало акцент на проверенные временем решения. Остальной микс не прояснил мне тематической направленности издательства. Помимо классики - переводы и мистика, многое - со странными обложками, в которых опять же - есть претензии на креативность, но они воспринимаются именно претензиями, а не собственно творческими находками.
Фаина Пиголицына - человек и пароход, то есть нет, издательство. Автор историко-художественных сочинений про Наталью Пушкину (и ряда попыток свернуть с этой проторенной колеи) - во многом позитивный пример для начинающих. Однако ждать от писательницы каких-то принципиально новых подходов, а от издательства - раскрытия новых авторов, не приходится. Но удивительно, что для трёх далеко не новых книг одного автора место на площади всё-таки нашлось, а тысячи других авторов и книг оказались за бортом национального фестиваля. Пушкин - наше всё? Вот настолько?

В этом маленьком параде издательств не случилось ошеломляющей новизны. Новизны вообще не случилось. И приоритеты этого выбора издателей для фестиваля очевидны: скрепы важнее оригинальности, традиции предпочтительнее самобытности, а стабильность лучше неизвестности. Политический уклад и социальные настроения неизбежно отражаются на всех сторонах общественной жизни, и книжные фестивали не исключение. Однако это уже тема для отдельного эссе.

Книги

Продолжая разговор о книгах, честно признаюсь, что фестивальный выбор книг оказался весьма ограниченным и предсказуемым. Я надеялась обнаружить если не захватывающую, то необычныю книгу с эффектной обложкой и неожиданным литеатурным стилем. Но для количественного впечатления лучше посетить уже упомянутый «Библио-глобус», только настоящий, на Мясницкой улице. А вот интересными новинками скорее порадуют друзья. Возможно, яркая новинка ждала меня на какой-то нижней полке дальнего стенда, но для методичного почёсывания стеллажа за стеллажом у меня не было ни времени, ни сил.

Что мельком попалось на глаза? Видела несколько изданий Булгакова, помаячил Куприн, мелькнул Чехов. Отсутствовали Толстой и Достоевский, хотя я не присматривалась и не спрашивала специально, это моё субъективное впечатление, связанное с настройкой на другую литературу.
В зоне «Эксмо» было представлено много боевиков и фантастических саг с похожими чёрными обложками. Я читала выкладки о том, что именно чёрный - вроде бы самый эффектный и одновременно самый простой для обложки цвет, и у меня самой первая обложка - чёрного цаета. Но когда несколько книжных полок в чёрных тонах - это как-то расстраивает. Невозможностью выделить какую-то одну книжку.
Время от времени выплывали издания про духовные ценности, причём как христианского, так и восточного толка, но в целом это направление производило впечатление бессистемности и непонимания самих издателей - зачем и для кого они публикуют опусы сомнительных авторов, подчас откровенно невежественных и тщеславных.

Было ли, что выбрать? Да, наверное. Но не для читателя вроде меня - искушённого, придирчивого, строгого и наивно верящего, что в этом мире ещё случаются новые книги.

Авторы

Я не знаю маститых литераторов в лицо, поэтому кого слушала и видела в зонах общения - не знаю, а уточнять желания не возникло. Я посидела на трёх выступлениях, и все они грешили одной ошибкой - вместо того, чтобы прочитать свои отрывки, авторы пространно и многословно рассказывали, как долго и тщательно они работали над своими творениями. Перипетии общения авторов с редакторами - тема специфическая, не каждому читателю интересная, возможно, поэтому под шатрами было много пустых стульев.

Случайно понаблюдала за съёмками интервью некоего мэтра. Кого конкретно - не могу сказать, но в съёмках участвовало аж три камеры и несколько журналистов. Подобострастие на некоторых лицах и важная осанка мэтра подсказывали, что всё очень серьёзно, но меня эта сценка позабавила. Затянутый в костюм и галстук мэтр, блестя ботинками и деланно улыбаясь, вызвал живое любопытстыо проходящих мимо детей, и мне показалось, что мэтру до чёртиков хочется мороженого. Вот ему бы хоть небольшой кусочек, и он обрёл бы силы избавиться от клишированных вопросов, микрофонов, костюма и всей этой надоевшей клоунады.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018».Подмокшая зона детских мастер-классов
Подмокшая зона детских мастер-классов. Ещё одна реклама Икеи?

Публика

Фестивальная публика на любом столичном мероприятии разношёрстна, и на променаде по главной площади страны можно увидеть всякое. Были женщины в спортивной одежде с туристическими рюкзачками, были дамы в вечерных нарядах на шпильках - типичное московское смешение стилей, даже лень описывать. Чаще, чем обычно, попадались на глаза чудаковатые юноши, разодетые эпатажно и с претензией на привлечение внимания.

Что примечательно, так это общее впечатление, будто публика приехала прежде всего на променад, и книги были лишь поводом прогуляться по центру и посмотреть на Спасскую башню. Несмотря на толчею у стендов и вроде бы активные разговоры издателей и читателей, явных покупателей не наблюдалось. Если на выходе с книжной ярмарки в Олимпийском регулярно встречаются покупатели с пакетами по 5-10 книг, то процессии людей, несущих стопки книг с Красной Площади, я не заметила. Вероятно, совсем пустыми посетели не уходили, пара книг легко влезет и в дамский ридикюль, и в мужскую сумку, но что такое штучные продажи для фестиваля? Заявленного как национальный?

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018». Фестивальная мода
Фестивальная мода - было бы ярко и весело

Наиболее активной аудиторией мне показались женщины средних лет, изучающие разделы школьной литературы. Но и они не уходили с тяжёлыми авоськами, наполненными учебниками и контурными картами. Причина тому банальна - всё тоже самое в интернете и том же Олимпийском стоит дешевле.

Цены

Я не большой знаток книжных цен, бумажные книги покупаю сравнительно редко, да и то - преимущественно вузовские учебники, у которых есть своя специфика ценообразования. И всё же примерные средние расценки на художественную литературу мне известны. Увы, ощущения радостной экономии при виде фестивальных ценников у меня не возникло. Полагаю, мои сомнения разделили и многие покупатели.

Регионы

На каждую область и регион организаторы фестиваля выделили по одному стеллажу. И у тех, кто собирал книги для этих стеллажнй, определённо не было никакого представления, какого рода книги представлять. Смешение жанров и вкусов, направлений, оформительских идей слегка сбивало с толку, но, к сожалению, и в этой дезориентации не случилось озарения - вот, вот она заветная волшебная книжка, которая меня поразит и взволнует.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018». Стенд Архангельской области
Стенд Архангельской области

Моё внимание сосредоточилось на Архагельской области, и я рассчитывала увидеть какие-либо малотиражные краеведческие заметки. В последние годы северяне публикуют много мемуаристики и любительских исследований крох сохранившейся мифологии, но большинство таких изданий всё же проще классифицировать как типичные «воспоминания моего дедушки». Однако и такие тексты содержат иногда любопытную информацию об истории Поморья и Подвинья. Жаль, но фестивальный выбор свёлся к Писахову, свадебным обрядам Пинеги от каргопольских музейщиков и карманному изданию частушек. Для более-менее знающего человека это скучный набор шаблонных книг, но и начинать изучение Севера и его культуры лучше с другой литературы.

Музыка

В семь вечера на открытой сцене фестиваля началось представление «Моцарта и Сальери». Премьера музыкального спектакля по произведениям Пушкина и Моцарта от «Солистов Москвы» представлялась интересной, и я подтянулась поближе. Увы, но акустического чуда не случилось, и музыку выдавали через набор колонок, что начисто меняло звук скрипичных «тутти». С тем же успехом, но намного комфортнее, я могу послушать Моцарта и дома.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018». Проход к фестивальной сцене
Проход к фестивальной сцене

Зачем писателю изучать книжные фестивали?

Во-первых, авторам, пока не снискавшим мировой славы, следует обратить внимание на тот художественный контент, что представляют фестивали, и трезво оценить, насколько их блестятщие шедевры далеки от массовой литературы. И в этой шуточной фразе только доля шутки. Пролистав несколько опусов из числа бестселлеров, я была искренне изумлена простецкой подачей немудрённых сюжетов. До этого я наивно полагала, что подобное пишут женщины на склоне лет - выплёскивая нерастраченные чувства и нереализованные мечты. Нет, оказывается есть и мужчины, готовые отдаваться тому же времяпрепровождению, приправив его космическим антуражем. Имён приводить не буду, но скудных с точки зрения искушённого читателя книг я пролистала не одну, и не две. Что, в общем, показательно.

Во-вторых, авторам полезно посмотреть, как коллеги по писательскому цеху садятся в лужу, встречаясь со случайной аудиторией, мирно отдыхающей на попавшихся свободных стульчиках, а частично ещё и чавкающей. Отрепетировать свою речь хотя бы перед зеркалом - обязательный элемент подготовительной программы, а лучше, если речь послушают друзья или даже специалисты по риторике и актёрскому мастерству. Выступление перед читателями - это принципиально другое искусство, чем составление слов в романы, и если выходить на публику, то лучше делать это уверенно и с пониманием процесса. И выбор темы разговора важен. И внешний вид оратора имеет значение. Банальности, но почему-то выступающие, которых я видела, о них не задумались.

В-третьих, авторы могут побродить по выставке с собственной книжкой в руках, выступая в роли этакой живой рекламы. (Но соорудить плакат и ходить между шатров на манер уличных зазывал я всё же постеснялась.) Я даже посидела рядом с пресс-центром, ненавязчиво положив свой томик рядом. Есть только одно «но» в этом процессе - лучше осознавать, что придуманный сходу сценарий, что вас кто-то заметит - всего лишь сценарий. И лайфхак из личного опыта: если вы берёте с собой компанию шумящих читателей - вас, конечно, заметят, но не в том ракурсе, как хотелось бы.

Книжный фестиваль «Красная Площадь - 2018».«Талисман» на цепи у стен Кремля
«Талисман» - на цепи у стен Кремля

Резюме

Надо ли авторам участвовать в таких фестивалях? Не уверена. Если хочется гордо написать о своём выступлении и не где-нибудь, а на Красной Площади, то да, надо. Это хорошая возможность для придания себе некоторого веса в глазах тех, кто не очень-то разбирается в механизмах отбора участников таких мероприятий. А среди участников достаточно тех, кто просто заплатил за участие. Но если автор надеется найти своих читателей, то нет, фестиваль не даёт того охвата, который предложат крупные группы в социалках, да и стоимость продвижения в сети окажется ниже.

Нужен ли фестиваль издателям? Полагаю, что да, для издательств важен и коммерческий успех, и чисто имиджевый момент: раз издательство участвует и получило свой стеллаж, значит, оно достаточно значимо на книжном рынке. Но в то же время присутствие скучных издателей классики при отсутствии мощных региональных издательств и систем интернет-самиздата превращает фестиваль в протокольное мероприятие для галочки. Результат шаблонов в мыслях организаторов? Или лоббирование со стороны столичных мегаиздательств, которым не нужны растущие конкуренты? Скорее всего, всё сразу. Но в сумме такой подход умаляет ценность фестиваля как творческого события, как места премьер и открытий, как площадки, привлекательной для всех книгоманов и любителей чтения.

Зачем читателю ходить на фестиваль? Прогуляться, поглазеть на книги и на других людей. Если прицельно искать интересные книги с пониманием своего интереса, то интернет-сёрфинг приведёт к результату быстрее и надёжнее. Если ждать встречи с писателем, то только тем, кто не боиться разочароваться в кумире, ибо многие письменные лирики и острословы далеко не так красноречивы в режиме реального времени. Если надеяться на низкие цены, то только в сравнении с каким-нибудь эксклюзивным книжным бутиком.
Вот и получается, что читатель собирается на променад, оставив дома авоськи. А есть ведь ещё и электронные книги, и виртуальные фестивали...
Но об этом в другой раз.

Татьяна Латукова, июнь 2018, фото автора


Презентация романа «Талисман»



Следующая страница: Фестиваль «Красная Площадь». Презентация романа «Талисман»

    • Главная   • Блог   • «Красная Площадь-2018». Заметки с книжного фестиваля  

Ой, ма-моч-ки. Я же запамятовала, что я там по кодексу должна сделать-то?
Книксен? Поклон? Упасть ниц и целовать пол?
«Талисман»



Об авторе
Произведения
Где купить
Блог
Рецензии и отзывы
Иллюстрации
Ведьма
Привидение на просеке
Ведьма в лесу

Лирика
Былинки
Графика
Волшебные вещи
Талисман
Оберег
Браслет
Мост Бизона
Небо в алмазах
Земля и звёзды

Хорошие люди
Пять, восемь, тринадцать...
 

Все персонажи, события, места действия и обстоятельства являются вымышленными. Любые совпадения случайны и непреднамеренны.
Воспроизведение, публикация, перепечатка произведений в любой форме допускается только с письменного разрешения автора.
Использование материалов сайта разрешено только при условии размещения активной гипертекстовой ссылки на сайт, доступной поисковым системам.


© Татьяна Латукова   
Детективы, остросюжетные книги, фантастика, приключения, юмор.
Читать он-лайн бесплатно, купить электронную книгу, купить бумажную книгу.
Рецензии, отзывы, интервью, блог писателя, лирика, графика.


E-mail
Карта сайта


18+